У каждого человека есть особые, уникальные, неповторимые, привычные способы бытия, которые проявляются в том, как человек относится к себе и другим, общается, реагирует на различные жизненные события, какие цели ставит перед собой и какие способы избирает для их достижения, - и всё это составляет стиль жизни человека или его жизненный стиль.
Одним из первых к этой теме обратился А. Адлер (1870-1937) – австрийский психиатр, психолог, основатель индивидуальной психологии.
Стиль жизни (первоначально А.Адлер говорил о «жизненном плане» или «путеводном образе») представляет собой неповторимую картину существования индивидуума, представляющую собой совокупность личностных черт, способов поведения, привычек и т.п.
Адлер считал, что в детстве человек чувствует себя неполноценным или в реальности, или в воображении, что побуждает его искать способы компенсации. Так, ребёнок со слабой координацией движений может направить свои компенсаторные усилия на выработку выдающихся атлетических качеств. Осознавая свои физические ограничения, человек преодолевает их, организуя особым образом своё поведение, что и становится стилем его жизни. По А.Адлеру, стиль жизни основан на усилиях, которые человек направляет на преодоление неполноценности, и, таким образом усиливает чувство превосходства.
А.Адлер считал, что стиль жизни закрепляется в возрасте четырёх-пяти лет; впоследствии человек находит новые способы выражения своего индивидуального стиля жизни, но это только совершенствование и развитие основной структуры, которая формируется в детстве. Сформировавшийся жизненный стиль организует поведение человека. Он влияет на то, какие стороны жизни мы будем предпочитать, а какие – игнорировать. По А.Адлеру, константность личности объясняется жизненным стилем человека. Он отмечал, что для определения истинного жизненного стиля необходимо знать, какие пути и способы человек использует для решения жизненных проблем.
А. Адлер выделил определённые установки, связанные со стилями жизни, а также типы личности (в зависимости от того, как человек решает три главные жизненные задачи: работа, дружба, любовь). Классификация Адлера представляет собой «двухмерную» схему, в которой одно направление представляет собой «социальный интерес», а другое – «степень активности».
Социальный интерес связан с чувством эмпатии, проявляемым по отношению к людям. По Адлеру, социальный интерес – основной критерий психологической зрелости человека («антиподом» социального интереса выступает эгоистический интерес).
Степень активности («уровень энергии») определяется в зависимости от того, как человек подходит к решению жизненных проблем. Степень интереса может быть конструктивной или деструктивной только в сочетании с социальным интересом.
Адлер выделил установки - «управление», «получение», «избегание» и типы личности - управляющий, берущий, избегающий, социально-полезный. Тем не менее, Адлер отмечал, что ни одна типология не может быть абсолютно точной, и не сможет описать все возможные варианты и характеристики личности.
Типы личности по А. Адлеру Управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане. Следовательно, их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере. Берущий тип. Как следует из названия, люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса. Их основная забота в жизни — получить от других как можно больше. Однако, так как они обладают низкой степенью активности, то маловероятно, что они причинят страдания другим. Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Иначе говоря, их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они уходят от всего, что предполагает возможность неудачи. Социально-полезный тип. Этот тип человека — воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимает три основные жизненные задачи — работу, дружбу и любовь — как социальные проблемы. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей. В двухмерной теории установок, сопутствующих стилям жизни, отсутствует одна возможная комбинация; высокий социальный интерес и низкая активность. Однако невозможно иметь высокий социальный интерес и не обладать высокой активностью. Иными словами, индивидуумам, имеющим высокий социальный интерес, приходится делать что-то, что принесет пользу другим людям. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Пер. с англ. – СПб.: Питер-Пресс, 1997. – 608 с. |
Конструкт «стиль жизни» («жизненный стиль») по смыслу пересекается с понятием «вариант жизни», предложенным отечественным психологом Владимиром Николаевичем Дружинным (Дружинин В. Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. - М.: ПЕР СЭ, 2005).
Модель «вариантов жизни» В.Н. Дружинина предполагает наличие у человека неких представлений о жизни, которые проявляются в том или ином жизненном сценарии. Представления о жизни - это не только проявление личности через поступки, но и осмысление себя и окружающего мира, понимание своего места в социуме, осознание временной перспективы (временного континуума собственной жизни – прошлого, настоящего и будущего).
Модель «вариантов жизни», предложенная В.Н. Дружининым, включает в себя следующие различные жизненные стратегии (жизнь как предисловие, жизнь как творчество, жизнь как достижение, жизнь как сон, жизнь - трата времени, жизнь по правилам, жизнь против жизни). Рассмотрим их более подробно.
«Экзистенциальный конструктор», или жизнь как предмет творчества. Человек «…изобретает, конструирует себе смысл жизни». В.Н. Дружинин пишет, что «…иллюзия «смысла жизни», выходящего за пределы индивидуального человеческого существования, - единственная иллюзия, которая заслуживает доброго слова». В этом случае жизнь человека становится служением, - служением людям, делу, миру… «Спасатель – самая, быть может, уважаемая сегодня профессия, он не совершает самопожертвования, но, разгребая завалы бытия, дает нам шанс ещё раз взглянуть на красоту мира и ощутить кожей трагедию собственной жизни». В.Н. Дружинин пишет о трех ролях, достойных человека – это роли спасателя, защитника и созидателя.
«Созидатель, конструктор, рабочий, художник, ученый, ученик и учитель, мать и отец, друг и подруга - они воспроизводят и обновляют жизнь.
Защитник, полицейский, солдат, пожарный и сторож защищают жизнь от внешних угроз. Спасатель, врач, психолог, священник продлевают физическую и духовную жизнь». В этом проявляется основной смысл бытия – продолжение жизни.
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: https://kuznetsovaoxana.ru/