Жизненный стиль

Жизненный стиль
Жизненный стиль
Оксана Кузнецова

У каждого человека есть особые, уникальные, неповторимые, привычные  способы бытия, которые проявляются в том, как человек относится к себе и другим, общается, реагирует на различные жизненные события, какие цели ставит перед собой и  какие способы избирает для их достижения, - и всё это составляет стиль жизни человека или его жизненный стиль. 

Одним из первых к этой теме обратился  А. Адлер (1870-1937) – австрийский психиатр, психолог, основатель индивидуальной психологии. 

Стиль жизни (первоначально А.Адлер говорил о «жизненном плане» или «путеводном образе»)  представляет собой неповторимую картину существования индивидуума, представляющую собой совокупность личностных черт, способов поведения, привычек и т.п.

Автор: http://www.wpclipart.com/famous/psychology/Alfred_Adler.png, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1990319
Альфред Адлер (1870-1937)

Адлер  считал, что в детстве человек  чувствует себя неполноценным или в реальности, или в воображении, что побуждает его искать способы компенсации. Так, ребёнок со слабой координацией движений может направить свои компенсаторные усилия на выработку выдающихся атлетических качеств.  Осознавая свои физические ограничения, человек преодолевает их, организуя особым образом своё поведение, что и становится стилем его жизни.  По А.Адлеру, стиль жизни  основан на усилиях, которые человек направляет на преодоление неполноценности, и, таким образом усиливает чувство превосходства.

А.Адлер считал, что стиль жизни закрепляется в возрасте четырёх-пяти лет; впоследствии человек находит новые способы выражения своего индивидуального стиля жизни,  но это только совершенствование и развитие основной структуры, которая формируется в детстве. Сформировавшийся жизненный стиль организует поведение человека. Он влияет на то, какие стороны жизни мы будем предпочитать, а какие – игнорировать. По А.Адлеру,  константность личности объясняется жизненным стилем человека. Он отмечал, что для определения истинного жизненного стиля необходимо знать, какие пути и способы человек использует для решения жизненных проблем. 

А. Адлер выделил определённые установки, связанные со стилями жизни, а также типы личности (в зависимости от того, как человек решает три главные жизненные задачи: работа, дружба, любовь). Классификация Адлера  представляет собой «двухмерную» схему, в которой одно направление представляет собой «социальный интерес», а другое – «степень активности».

Социальный интерес связан с чувством эмпатии, проявляемым  по отношению к людям. По Адлеру, социальный интерес – основной критерий психологической зрелости человека («антиподом»  социального интереса выступает эгоистический интерес).  

Степень активности («уровень энергии») определяется в зависимости от того, как человек подходит к решению  жизненных проблем. Степень интереса может быть конструктивной или деструктивной только в сочетании с социальным интересом.

Адлер выделил установки -  «управление», «получение», «избегание» и типы личности -  управляющий, берущий, избегающий, социально-полезный. Тем не менее, Адлер отмечал, что  ни одна типология не может быть абсолютно точной, и не сможет описать все возможные варианты и характеристики личности.

Типы личности по А. Адлеру

Управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане. Следовательно, их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере. 

Берущий тип. Как следует из названия, люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса. Их основная забота в жизни — получить от других как можно больше. Однако, так как они обладают низкой степенью активности, то маловероятно, что они причинят страдания другим.

Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Иначе говоря, их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они уходят от всего, что предполагает возможность неудачи.

Социально-полезный тип. Этот тип человека — воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимает три основные жизненные задачи — работу, дружбу и любовь — как социальные проблемы. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.

В двухмерной теории установок, сопутствующих стилям жизни, отсутствует одна возможная комбинация; высокий социальный интерес и низкая активность. Однако невозможно иметь высокий социальный интерес и не обладать высокой активностью. Иными словами, индивидуумам, имеющим высокий социальный интерес, приходится делать что-то, что принесет пользу другим людям.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Пер. с англ. – СПб.: Питер-Пресс, 1997. – 608 с.

Конструкт «стиль жизни» («жизненный стиль») по смыслу пересекается с понятием  «вариант жизни», предложенным отечественным психологом Владимиром Николаевичем Дружинным (Дружинин  В. Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. - М.: ПЕР СЭ, 2005).

Владимир Николаевич Дружинин (1955-2001)
Владимир Николаевич Дружинин
(1955-2001)

Модель «вариантов жизни» В.Н. Дружинина предполагает наличие у человека неких представлений о жизни,  которые проявляются в том или ином жизненном сценарии. Представления о жизни - это не только проявление личности через поступки, но  и осмысление себя и окружающего мира, понимание своего места в социуме, осознание временной перспективы (временного континуума собственной жизни – прошлого, настоящего и будущего). 

Модель «вариантов жизни», предложенная В.Н. Дружининым, включает в себя следующие различные жизненные стратегии (жизнь как предисловие, жизнь как творчество, жизнь как достижение, жизнь как сон, жизнь  - трата времени, жизнь по правилам, жизнь против жизни). Рассмотрим их более подробно. 

  1. «Жизнь начинается завтра» («жизнь как предисловие»). Этот сценарий отражает  вечное детское состояние. «Настоящая жизнь – взрослость – еще только предстоит». Она удаляется с каждым шагом (днем, месяцем, годом) как горизонт. Принимая данную стратегию, человек не столько проживает свою жизнь, сколько готовится к ней.  «Образ текущей жизни как подготовки к «жизни настоящей», «жизни подлинной» – оборотная сторона образа собственного существования как ненастоящего, неподлинного, предварительного наброска, тренировки». Данный вариант жизни вызывает у человека ощущение тяжести бытия, а также желание всеми возможными способами ускорить ход времени.
  2. «Жизнь как творчество». В.Н. Дружинин определяет творчество как «…процесс порождения новой реальности, которая может быть осмыслена человеком и другими людьми, то есть его продукт может быть потенциально составляющей человеческой культуры». Творчество – это способ открытия в мире новых смыслов. Как правило, творческий человек сконцентрирован на настоящем времени, считая прошлое недоступным, а будущее – неясным. Творческий человек не замечает течение жизни, что нередко приводит к равнодушному отношению к своей семье, а также к служебным обязанностям. В.Н. Дружинин пишет: «Ньютон и Ландау забывали, обедали они сегодня или нет, ибо творческий процесс выталкивает человека из состояния «здесь и сейчас». Жизнь воспринимается и как вечность, и как одно мгновение, но время никогда не является ресурсом, который тратится на дело или на пустяки. Создавая новую реальность, какой смысл считаться с реальностью как таковой? И все беды начинаются тогда, когда жизненная реальность призывает человека вернуться к себе»… «Жизнь делится на «жизнь внешнюю» и «жизнь внутреннюю»: подлинной для субъекта становится жизнь внутренняя, которой он предан, и которую он творит сам: «Лишь жить в себе самом умей, есть целый мир в душе твоей» (Ф.Тютчев), «В своей душе я создал мир иной и образов иных существованье» (М.Лермонтов). Для творческого человека важно не только созидание нового, сам процесс творчества, но и предъявление  творческого продукта социуму. Как правило, творческие люди очень чувствительны к внешней оценке, к своим успехам и неудачам.
  3. «Погоня за горизонтом» («жизнь как достижение») – это сценарий «самоактуализирующейся личности». Отличительная особенность человека, выбравшего данный сценарий – ориентация на «внешнюю жизнь».  Это человек, вечно стремящийся к цели («человек действия», «деловой человек», «человек, сделавший себя»). Реализация данного сценария требует постоянного напряжения сил. «Достижение цели обесценивает ее, и на горизонте маячит новая, еще более привлекательная цель. Жизнь становится погоней за горизонтом». В.Н. Дружинин отмечает, что для такого постоянно действующего человека, настоящего нет, а есть только будущее и прошлое (в том случае, если человек перестает действовать). Главное для такого человека – достижение поставленной цели, и, как результат, победа. Этот «вариант жизни»  рассматривается В.Н. Дружининым как типичный для индустриального и постиндустриального общества. Он отмечает, что данная модель рассматривается как наиболее оптимальная и адаптивная. Следует отметить, что и современная система воспитания и образования ориентирована на целеполагание. Нередко при реализации данной стратегии человек рассматривает других людей и весь мир как средство достижения целей.
  4. «Жизнь как сон» («жизнь как грёзы», «жизнь как видение»). Уход в иллюзорный мир  - достаточно часто встречающийся вариант бытия. «Улететь», «оторваться от реальности» - способ погрузиться в иную жизнь, жизнь, не связанную с ощущением себя «здесь и теперь». Вариантов ухода довольно  много - от алкоголизма до Интернет-зависимого поведения. Размышляя о причинах такого поведения, В.Н. Дружинин пишет, что, возможно, причина этого явления - не только в индивидуально-психологических особенностях человека и социальной ситуации, но и в том, что социально-одобряемые варианты жизни не соответствуют темпераменту, способностям, мотивации человека и нередко требуют от него невозможного. В.Н. Дружинин пишет о том, что человеку, неспособному стать автономным, общество диктует: «Будь самостоятельным!»,   а тревожному и эмоционально-ранимому указывает: «Контролируй себя!» Например, человек не видит смысла в достижении карьерных высот, а общество считает, что это неправильно, и тогда человек остаётся «на обочине», становится аутсайдером. Ресурсами для человека, оказавшегося во власти данного сценария (варианта жизни) могут стать внутренняя активность, автономное поведение и творчество. Творчество может удивительным образом преобразить человека, ушедшего в мир фантазий и нереальности. В.Н. Дружинин пишет, что находясь в творческой среде,  «человек грезящий» может сам стать человеком творческим. Другой возможный способ преодоления данной поведенческой стратегии – выбор «жизни-служения».
  5. «Жизнь - трата времени». Находясь под воздействием данного  сценария, человек живёт с ощущением, что ничего не происходит.  Время воспринимается как бесконечное, неиссякаемое. Главным в жизни  становится борьба со скукой. В.Н. Дружинин описывает серию возможных сценариев внутри данной стратегии: «Ничего не происходит. Можно проснуться утром не по звонку будильника, а когда угодно, – можно спать и до обеда. Нет забот и обязанностей. На личном счету или в отцовском (материнском) кошельке есть деньги. Или – по-другому. Карьера завершена, дети повзрослели, подрастают внуки. Дом пуст – все разъехались: кто в Сочи, кто в Лондон. Можно включить телевизор или спуститься вниз и посмотреть, может быть, принесли газеты. Хотя ты твердо знаешь, что еще рано – почтальон приходит в 9.00. Или – иной вариант. Муж на работе – у него «бизнес», за два года так и не поняла, чем он занимается. По расписанию – спортзал и бассейн, а до вечера 12 часов пустого времени, и сотовый, как назло, молчит...».  В этом случае у человека возникает стремление к развлечениям, имитации жизни. Настоящее воспринимается как бесконечность, а прошлое, как правило, не осознается. Жизнь в данном сценарии дает широкие возможности для различных игр и авантюр. Продуктивные виды деятельности (работа, учеба) выбираются таким образом, чтобы не слишком обременять человека. Время в данном варианте не структурировано.
  6. «Жизнь по правилам». В этом случае человек придерживается правил, следует ритуалу, регламенту, внешнему сценарию.  Знание правил и безукоризненное следование им составляют смысл существования. Жизнь человека максимально упрощается,  становится более «удобной» - следуя определённым правилам, человек освобождается от необходимости принимать самостоятельные решения, делать выбор, думать самостоятельно. В.Н. Дружинин отмечает: человек, выбирающий «жизнь по правилам», «…совершает лишь один тяжелый выбор в течение жизни и тем самым избавляется от необходимости принимать жизненно важные, «событийные» решения. Этот момент «бифуркации» может случиться в любой период жизни, но чаще всего он происходит в юности, в момент, когда человек закончил «жизнь-подготовку к жизни» и начал «подлинную жизнь».
  7. «Жизнь против жизни». Находясь во власти данной стратегии, человек воспринимает окружающий мир и других людей как  источник враждебности, опасности, зла. Как правило, такое отношение к миру возникает вследствие психической травмы, результата жестокого обращения и насилия. В.Н. Дружинин пишет о данном сценарии, как процессе, переходящем из прошлого в будущее и втягивающего всё большее число участников.  Таких людей отличает сильная эмоциональная чувствительность и ригидность.

«Экзистенциальный конструктор», или жизнь как предмет творчества. Человек «…изобретает, конструирует себе смысл жизни». В.Н. Дружинин пишет, что «…иллюзия «смысла жизни», выходящего за пределы индивидуального человеческого существования, - единственная иллюзия, которая заслуживает  доброго слова». В этом случае жизнь человека становится служением, - служением  людям, делу, миру… «Спасатель – самая, быть может, уважаемая сегодня профессия, он не совершает  самопожертвования, но, разгребая завалы бытия, дает нам шанс ещё раз взглянуть на красоту мира и ощутить кожей трагедию собственной жизни». В.Н. Дружинин пишет о трех ролях, достойных человека – это роли спасателя, защитника и созидателя.

«Созидатель, конструктор, рабочий, художник, ученый, ученик и учитель, мать и отец, друг и подруга  - они воспроизводят и обновляют жизнь.  

Защитник, полицейский, солдат, пожарный и сторож защищают жизнь от внешних угроз.  Спасатель, врач, психолог, священник продлевают физическую и духовную жизнь». В этом проявляется основной смысл бытия – продолжение жизни.




Andrey Bond.

Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: https://kuznetsovaoxana.ru/

© 2024 Кузнецова Оксана Викторовна, психолог. Психотерапевт по методу символдрамы. Аналитический Психолог. Все права защищены.
Joomla! CMS - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.