В настоящее время отмечается увеличение числа тревожных детей, отличающихся эмоциональной неустойчивостью, повышенным беспокойством, неуверенностью.
Тревожность - это психологическая особенность личности, проявляющаяся в предрасположенности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях. Тревожный человек может чувствовать сильный дискомфорт и беспокойство даже в тех ситуациях, которые явно к этому не располагают.
В психологическом плане тревожность переживается как предчувствие угрозы, ожидание неудачи, неспособность принять решение; человек остро ощущает собственное бессилие и незащищённость.
На уровне физиологии состояние тревожности может проявляться в усилении сердцебиения, учащении дыхания, головокружении и т.п.
Современные исследователи описывают специфичные для каждого возраста страхи и причины тревожности. Дети дошкольного возраста, как правило, больше всего боятся темноты, воображаемых существ и сказочных персонажей. В младшем школьном возрасте причиной переживаний ребёнка становятся страхи болезни, смерти, а также страхи, связанные с оценкой со стороны взрослого (учителя, родителя). Появляются многочисленные «школьные» страхи. Подростки переживают по поводу возможного непонимания и насмешек со стороны сверстников, боятся болезни и смерти родителей, войны, конца света.
Психологи отмечают также ситуативную (или реактивную) тревожность. Это состояние человека, возникающее как ответ организма на стрессовую или экстремальную ситуацию. Человек может чувствовать напряжение, беспокойство, ощущать страх неизвестности.
Тревожность резко возрастает в ситуациях выбора, принятия решения (например, в процессе определения профильного класса, вуза), в ситуациях экзамена, оценки знаний (переживания старшеклассников, связанные с ЕГЭ).