Арт-терапия - это процесс динамической коммуникации, которая становится возможной благодаря языку образов.
Впервые термин «арт-терапия» («терапия искусством») был применён в 1938 году Адрианом Хиллом (Adrian Hill) при помощи больным туберкулёзом.
Сейчас арт-терапия широко применяется в психологическом консультировании и психотерапевтической практике. При помощи арт-терапевтических техник и методик можно работать с детьми, подростками и взрослыми. Инструменты арт-терапии используется в индивидуальной и групповой психотерапии, в работе с супружескими парами, в консультировании по вопросам детско-родительских отношений.
Психодинамический подход к психологии искусства обогатил арт-терапию представлениями о природе творчества и эстетического опыта. Зигмунд Фрейд говорил, что подобно сновидениям и фантазиям, изобразительное творчество помогает человеку справиться с тяжёлыми переживаниями и снимает психическое напряжение.
Карл Густав Юнг считал искусство внутренней потребностью человека, инструментом самоисцеления. Юнг сам занимался изобразительным искусством и включал его в работу со своими пациентами.
Художница и психоаналитик Мэрион Милнер воспринимала изобразительное творчество взрослого человека как один из способов воссоздания раннего детского опыта. Арт-терапия помогает взрослому человеку вспомнить свои детские состояния, и, тем самым, ослабить жёсткий контроль, позволить себе ощутить свободу и проявить креативность. Ведь способность играть, творить – такие естественные потребности ребёнка.
Арт-терапия особенно помогает пациентам, которым сложно говорить о своих переживаниях. И в этом случае рисунок (лепка, скульптура, коллаж) помогают проявиться чувствам человека. И порой этот способ становится более точным и ясным, чем слова.
Арт-терапия применяется в работе с широким диапазоном нарушений психики и разнообразными психическими состояниями. Она продуктивна в работе с депрессивными симптомами и тревогой, невыраженной (вытесненной, подавленной) агрессией и психосоматикой.