Развитие психики – процесс непрерывный. Формирование идентичности, наиболее активно происходящее в подростковом периоде, закладывает фундамент для прохождения более поздних возрастных этапов, включая кризисные периоды взрослости. Неспособность к формированию взрослой идентичности способствует формированию тревожных и незрелых аспектов личности и в последующей взрослой жизни.
В процессе кризиса середины жизни происходит изменение вектора, общего направления движения психики – от идентичности Эго к идентичности Самости. В случае неблагоприятного прохождения кризиса середины жизни, человек начинает испытывать чувства неудовлетворённости и горечи, ощущение «гибели внутреннего смысла».
При благоприятном прохождении кризиса у человека появляются перспективы для роста творческого потенциала и обретения мудрости.
М. Стайн описывает три стадии процесса трансформации в середине жизни:
Первая стадия - понимание необходимости изменений. Возникает чувство безвозвратной утраты. Человек начинает осознавать необходимость расставания с прошлым (несбывшимися мечтами, идеалами, иллюзиями). Это период оплакивания неосуществившихся желаний и надежд и время осознания перемен. Человек чувствует: то, что помогало и поддерживало раньше – «уже не работает». И с грузом прежних установок и стереотипов идти дальше не получается. Это как метафора подъёма в гору – в горах не так, как на равнине. И, чтобы идти дальше, нужна другая экипировка.
На смену этому этапу приходит следующий, сопровождающийся ощущениями «подвешенности», неуверенности. Этот период вопросов, и один из главных вопросов – о прежней идентичности, о понимании самого себя.
Далее наступает время рождения новой личности, и ей необходимо время для того, чтобы проявить себя в этом мире. М. Стайн пишет, что на этом этапе пути «в идеальном случае рядом со странником оказывается добрый спутник, который ведет его через туманные и мглистые болота, через реки и леса».
Трансформация на каждой ступени развития предполагает максимальное раскрытие творческого потенциала. М. Стайн рассматривает суть и этапы процесса трансформации через метафору превращения гусеницы в бабочку.
Различаются цели первой и второй половины жизни. Цель первой половины жизни состоит в развитии здорового, активного, адекватно взаимодействующего с социумом человека, способного адаптироваться к культурной и окружающей среде, в то время как цель второй половины жизни состоит в нахождении символического и экзистенциального смысла. Цель данного этапа жизни – выход за пределы Эго.
Трансформация в середине жизни – ключевой момент в переходе от первой половины жизни ко второй. Трансформация отражает не только кризис Эго, но и возможность рождения «самостной личности». М. Стайн пишет, что то, что укоренится в данный момент в личной истории, будет раскрываться, давать психологические плоды на протяжении всей последующей жизни человека.